Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

СИМВОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

Детский мирВ начале уходящего года знаменитый универмаг «Детский мир» был включен в государственный реестр памятников истории и культуры регионального значения. Означает ли это, что через несколько лет мы войдем в то же, знакомое с детства, здание? Действительно ли все сделано для того, чтобы сохранить это сооружение как часть нашей исторической памяти? Эти и другие вопросы поднимает в своей статье Наталья Олеговна ДУШКИНА — внучка прославленного архитектора.

Два года назад в центральных изданиях прошла волна публикаций с броскими заголовками: «Москва расстается с «Детским миром», «Детский мир» на Лубянке готовят к сносу» и т. д. Для непосвященного человека или иностранца эти фразы казались абсурдом. Разве можно разрушить мир детства? И только те, кто родился и вырос в Москве, да и вообще в России второй половины ХХ века, сразу понимали, о чем идет речь и что собираются разрушать – знаменитый на всю страну, ставший культовым универмаг «Детский мир».
Детский мирЧерез него прошли десятки поколений детей и их родителей. Не будет преувеличением сказать, что это гигантское здание в Москве знают все — по опыту поиска первых детских колясок и кукол, школьных тетрадей и карандашей; по образу врезавшейся в память огромной новогодней елки с большими блестящими шарами, которая уходила под самый потолок центрального двусветного пространства со стеклянным потолком; по открытой галерее второго этажа с монументальными лампами-торшерами металлического литья. С этой галереи рассматривали снующих внизу людей, приехавших за плюшевыми медведями, зайцами, бенгальскими огнями и серпантином, крутящуюся карусель и автомобили с педальным ходом. Вспоминаются и бесконечные очереди, винтом поднимающиеся на верхние этажи.
Детский мирВ стране вечного дефицита поход в детский универмаг часто оборачивался столпотворением. Между тем, несмотря на все несуразности советской торговли, «Детский мир» навсегда остался в памяти поколений как яркий знак радостного детства и приближающегося новогоднего чуда. Другими словами, это сооружение, обладающее широкой народной популярностью, – один из реальных столичных символов нашей жизни и истории.
Когда с середины 1990-х гг. начали разрабатываться идеи по реконструкции универмага на Лубянской площади, трудно было предположить, что его приватизация в 2002 г. обернется разрушительными проектами. Стали говорить, что здание «морально устарело» и не соответствует современным требованиям торговли (направленной на получение максимальной прибыли). Похоже, что речь шла о некоем совершенно ненужном городу объекте. И действительно, за последние десять лет здание внешне сильно деградировало. Фасады этого величественного сооружения – своеобразного московского Колизея на прямоугольном основании – обросли несуразными ларьками, закрывшими цокольный этаж и зажавшими входы в здание (ныне фасады сплошь затянуты полотнищами рекламы, а центральные парадные лоджии со стороны Лубянской площади заложены на три этажа).
Детский мирОказалось, что для осуществления коммерческих процессов архитектура как вид искусства попросту не нужна. Складывалось впечатление, что здание сознательно доводят до состояния, пригодного под полную переделку и снос. На фоне разрушения «Военторга» и гостиницы «Москва» препятствий для будущих действий, казалось, не существует. Топ-менеджеры компании-собственника комментировали ситуацию в унисон: снести здание и построить заново «было бы быстрей, технологичней и дешевле».
Детский мирВ 2004 г. за «Детский мир» вступилось несколько авторитетных организаций. Среди них — Научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный институт искусствознания, Российская Академия Художеств, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Московский архитектурный институт, Союз московских архитекторов, Российский комитет ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест), Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), Академия архитектурного наследия. Перед Главным управлением по охране памятников г. Москвы (ныне – Москомнаследие) они ходатайствовали о включении детского универмага в реестр памятников истории и культуры. И причин для этого было немало.

Алексей Николаевич ДушкинЗдание «Детского мира» (1953-1957) было построено по проекту выдающегося архитектора Алексея Николаевича Душкина (1904-1977), широко известного как автора одних из лучших станций московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции» «Автозаводская», «Новослободская»), железнодорожных вокзалов в Сочи и Симферополе, высотного дома у Красных ворот в Москве и многих других сооружений, признанных памятниками архитектуры. Его работы получили широкое признание, удостоены многих отечественных наград, премий в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.
Универмаг «Детский мир» – последняя работа Душкина в большой архитектуре, из которой он ушел в 52 года, в расцвете творческих сил. К работе над универмагом он привлек свою многолетнюю помощницу по мастерской И. М. Потрубач, замечательного специалиста по витражам и металлу в архитектуре Г. Г. Аквилева и молодого архитектора, своего бывшего студента Ю. В. Вдовина.
Жена архитектора Т. Д. Душкина так вспоминала этот период:
«…В начале 1953 г. Алексею было поручено проектирование универмага «Детский мир» в Москве. С этим объектом у него было связано много тяжёлых и мучительных переживаний. Задание было сложным само по себе, универмаг должен быть построен на месте старого торгового пассажа с использованием его фундаментов.1 Место – центр Москвы, Лубянская площадь, очень ответственно! Проектирование было поручено Алексею самим Анастасом Микояном. Он в то время в ЦК курировал торговлю, а в Московском Комитете партии (МК) этим вопросом ведала Е.А. Фурцева.
И вот тут среди московских архитекторов поднялась целая буря протестов. Душкину была объявлена война, которая в будущем имела для Алексея тяжёлые последствия. Я не могу об этом не рассказать подробно, так как событие наложило глубокий отпечаток на всю нашу последующую жизнь.
Детский мирХод проектирования описывать не буду, но сопутствующие обстоятельства знаю хорошо. Сначала было решение правительства реконструировать здание, используя фундаменты старого Лубянского пассажа. Алексей начал работать, детально обследовал пассаж и пришёл к выводу, что в этом нет смысла – надо строить новое здание на новом фундаменте, с частичным использованием старых конструкций. С этим согласились и в Минторге, и в МК (Министерство культуры СССР – ред.). Вот тогда и посыпались письма в ЦК к А. И. Микояну и в МК к Е. А. Фурцевой. Протесты шли от Архитектурно-планировочного управления во главе с А. В. Власовым, от архитектора И. В. Жолтовского, поскольку площадь Дзержинского (ранее Лубянская) относилась к его магистральной мастерской, от других архитектурных организаций.
Это был настоящий поход. Со слов Алексея я знаю, что на одном из совещаний по поводу «Детского мира», на котором он присутствовал, Микоян достал некоторые из этих писем, зачитал вслух и сказал, что вопреки всем высказанным протестам и замечаниям проектирование и строительство будет поручено Душкину. Началась волокита. Здание уже возводилось, утверждённое по приказу ЦК, сверху, строительство велось, П. Д. Корин разрабатывал эскизы мозаичных панно для центрального зала универмага, но АПУ и главный архитектор Москвы Власов не утверждали проект. Мне говорили друзья-архитекторы: «Алексей бросил перчатку московским архитекторам – это будет чем-то чревато».2
Но ведь он не домогался этого объекта – его вызвали и поручили! В существовавшей в то время иерархической структуре трудно представить, чтобы архитектор мог отказаться от порученного задания (к тому же, творчески очень привлекательного). Вообще, для Алексея было крайне несвойственно добиваться получения места или должности, активно продвигать себя, искать поддержки. Другое дело, если речь шла о проекте. Когда он побеждал в конкурсе или ему поручали проектное задание, то приступал к делу и уж тогда принципиально и до конца пытался отстоять свою точку зрения и позицию. Но разве это могли понять дельцы от архитектуры, даже очень способные и талантливые? Алексей не спал ночами, стал нервничать, очень плохо себя чувствовал… Работа по «Детскому миру» была огромной…
…В июне3 был открыт магазин «Детский мир». Принимали его члены правительства во главе с Н. С. Хрущёвым. Были Н. А. Булганин, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, Е. А. Фурцева и другие. Вернувшись, Лёля рассказал мне, что к нему подошёл Каганович и сказал: «Душкин, как мощный дуб, устоял, выдержал бурю». Когда он уезжал домой после открытия универмага, то к нему обратились две женщины, поблагодарили его «от всех матерей за этот чудный магазин» и подарили ему розового слоника из мыла, купленного в «Детском мире».
Алексей также заметил, что во время посещения магазина обстановка среди руководства была напряжённая. Хрущёв был очень мрачен. Вскоре всё наверху разрешилось, и Молотов, Каганович и другие были отстранены. Произошли большие перемены».

Детский мирСооруженный на сложном участке неправильной четырехугольной формы, с перепадом рельефа, «Детский мир» – самое крупное торговое здание, возведенное в Европе в середине прошлого века. Строительство в послевоенный период такого гигантского универмага, ориентированного на торговлю именно детскими товарами, давшего фирменное название целой системе торговых предприятий по всей России, представляет собой уникальное явление в масштабах мирового развития архитектуры.
«Детский мир» имеет 7 этажей и 2 подземных уровня (достаточно редкое явление по тем временам). К тому же, здание было возведено над станцией метро глубокого заложения «Дзержинская» (ныне «Лубянка»), слившись со сложной транспортной инфраструктурой городского центра. Общая площадь универмага – 58173 кв. м; высота на отметке карниза со стороны Рождественки – 181,1 метра. Наружная поверхность облицована крупными керамическими блоками, получившими в тот период широкое распространение. Гигантские архивольты, охватывающие витражи на высоту 4-х этажей, обрамления оконных проемов, цокольный этаж выполнены в граните. Абсолютным новаторством было использование большепролетных алюминиевых витражей, сделанных в России впервые. (Сегодня, в заложенные арки со стороны Лубянской площади поставили темное отражающее стекло, остальные затянули рекламой, и исчез потрясающий эффект, когда днем через огромные окна можно было увидеть город, а вечером – уже из города наблюдать за гигантским людским муравейником внутри здания).
Детский мирНоваторство, являющееся основой творчества Душкина, выразилось в сдержанной, лаконичной, но чрезвычайно выразительной пластике архитектуры, героическом арочном ритме, монументальном масштабе и трактовке художественного образа, представляющего собой одну из ярких интерпретаций «итальянского палаццо» в архитектуре середины XX века. В то же время были использованы передовые строительные материалы и конструкции, унифицированные методы возведения крупномасштабного сооружения. Особо следует отметить капитальность строительных работ, которые являлись отличительным признаком сооружений, возведенных в послевоенный период.
Градостроительное значение «Детского мира» далеко выходит за рамки Лубянки, доминируя над протяженными пространствами Театрального проезда и Новой площади. Будучи поворотным «шарниром» на центральной юго-западной планировочной оси, здание подхватывает пространственный ритм расположенных на ней крупномасштабных сооружений – здания «Интуриста», Государственной думы, Большого театра, а крупный арочный ритм на фасадах «Детского мира» находится в прямой взаимосвязи с арками Манежа. Между ними устанавливается своеобразный пространственный диалог. Так, тема ампирной Москвы с ее торжественными площадями и эспланадами, созданными Бове, была преемственно подхвачена и дополнена еще одной центральной площадью, несущей в себе прообразы римской античности.
Следует подчеркнуть, что без «Детского мира» – знакового сооружения в центре Москвы, знаменующего собой переход от ретроспективной архитектуры сталинской эпохи к хрущевскому минимализму 1960-х годов, – многие художественные процессы середины прошлого века становятся непонятными, а эволюция отечественного зодчества – фрагментарной, теряющей свою смысловую характеристику и логику. Кроме того, нельзя забывать, что это одно из последних значительных сооружений в отечественной архитектуре, выполненных в преддверии эпохи типовых сооружений как целостное авторское произведение, представляющее собой единую архитектурно-градостроительную систему. В ней все – от градостроительного замысла до деталей интерьера – подчинено идее целостного организма. Нельзя забывать и о том, что «Детский мир» стал одним из первых знаков политической «оттепели» середины 1950-х–1960-х гг. Постановление о строительстве было принято вскоре после смерти Сталина, и важно, что этот материализованный символ детства было решено разместить на Лубянской площади.

Детский мирКогда в начале 2005 г. был поставлен вопрос о включении здания в реестр памятников истории и культуры, в «предмет охраны» были включены его градостроительные характеристики – проектные параметры и габариты, этажность, высотные отметки, а также конфигурация плана здания. Это является гарантией, что сооружение не будет снесено и надстроено несколькими этажами (а такие проекты тоже были), что оно будет очищено от ларьков, облепивших «Детский мир», как мидии корпус корабля, а первоначально существовавшая многоэтажная лоджия со стороны Лубянской площади, заложенная для увеличения торговых площадей, будет восстановлена.
Никакой прибыли, по признанию руководства магазина, от этого получено не было, между тем здание изуродовано. Под защитой – и авторский рисунок фасада и витражей. Хочется верить, что окончательно отпала идея устройства двух дополнительных подземных уровней для паркинга, поскольку институтом «Метрогипротранс» разработан и согласован проект стоянки и торгового центра под самой Лубянской площадью. В противном случае, «Детскому миру» вновь не избежать разрушительного натиска. Ведь даже клон здания, если его все-таки разрушат и отстроят заново, будет соответствовать предмету охраны. И повод для серьезного беспокойства есть, тем более что процветающая в Москве практика клонирования исторических сооружений по своему масштабу сегодня не имеет аналогов в мире.
ЛубянкаВ первоначально утвержденный Москомнаследием «предмет охраны» были также включены межэтажные железобетонные перекрытия, центральный атриум «Детского мира», главный вестибюль со стороны Лубянки, декоративное убранство интерьеров. Но позже произошли удивительные метаморфозы. Выездная комиссия, обследовав «Детский мир», пришла к выводу, что он находится в предаварийном состоянии. После этого из «предмета охраны» вывели все перекрытия и интерьеры здания, хотя именно их сохранение обеспечило бы главное – то, что не будут разрушены центральное ядро и парадный входной вестибюль со стороны Лубянской площади. С таким усеченным «предметом охраны» в январе 2006 г. здание было включено в реестр памятников. Комментируя это решение, стоит заметить, что «памятник» есть целостное понятие, и расчленять его на части посредством «предмета охраны», по-существу, означает утрату произведения архитектуры, снижение ценностного потенциала наследия и его подлинности.
События не заставили себя долго ждать. Недавно журнал «проект россия/project russia» (№3/2006, стр. 14) сообщил, что в здании будет сохранен только внешний облик: «… открыта дорога девелоперу для тотальной реконструкции знаменитого магазина. По словам девелопера, «задачей реконструкции здания является его адаптация к мировым стандартам организации торговли и ожиданиям современных потребителей». На деле это означает, что внутри «Детский мир» будет «вычищен».
Американская фирма RTKL, специализирующаяся на продвижении масштабной и, на мой взгляд, безликой компьютерной архитектуры в США, Китае и Корее, превращает «штучный» авторский дизайн универмага в штампованный торговый мегамолл с магазинами, развлекательными центрами, кинотеатрами и ресторанами. «Детский» профиль частично сохраняется.
Детский мирВ результате будут безвозвратно утрачены наиболее ценные фрагменты интерьера «Детского мира». Речь идет, прежде всего, о центральном двусветном зале, являющимся своеобразным символом не только этого сооружения, но и эпохи в целом – ведь это и есть детский мир! Зал, насыщенный отделкой дорогостоящими материалами в сочетании с металлическим литьем, великолепные гигантские торшеры, волюты, инкрустация цветным мрамором, придуманный для этого атриума «детский» архитектурный ордер, где вместо классических триглифов и метоп изображены уточки и зайчики, вентиляционные решетки и прочие детали в стиле Ар-деко, – все эти уникальные элементы интерьера в случае реализации коммерческого заказа уйдут навсегда. Проекты такого рода имеют необратимый характер, а художественные и материальные ценности, созданные в России в прошлом веке, таким образом, вычеркиваются из ее истории безвозвратно. Историческая и социальная значимость сооружения выхолащивается.
Душкин, завоевавший в метростроении мировую известность как мастер европейского Ар-деко, смело использовал сочетание обработанного металла с природным камнем, керамикой, дорогостоящими отделочными материалами, свойственное данному стилевому направлению. Для этого стиля характерны, с одной стороны, графичность и чистота линий, с другой – смелое соединение современных материалов с традиционными, в частности, металла с ценными породами камня (яркий пример – метро «Маяковская»).
Детский мирВ этом смысле, универмаг «Детский мир» находится в одном ряду с известными офисными зданиями и крупными торговыми центрами США и Европы (ныне отреставрированными памятниками) и не уступает им в выразительности архитектурного образа, значимости в истории архитектуры ХХ века. Немаловажно и то, что для Ар-деко коммерческая составляющая архитектуры, ориентированной на использование дорогостоящих материалов и их необычное сочетание, всегда была чрезвычайно актуальна и направлена на привлечение посетителей.
Относиться сегодня к этому зданию просто как к огромному объекту недвижимости, который должен приносить сверхприбыль, зачеркивая при этом его социальную, историческую и художественную ценность, неправильно и недальновидно. Со временем рыночная стоимость сооружения будет возрастать, а его грамотная профессиональная реабилитация – способствовать не только сохранению «Детского мира» как целостного произведения архитектуры, выполненного крупным мастером, но и привлекать клиентов, влиять на рентабельность компании, повышать товарооборот и прибыль. Об этом красноречиво свидетельствует опыт реставрации и реабилитации исторических универмагов Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Чикаго, в которых при модернизации инфраструктуры максимально точно сохранили ценные части интерьеров.
Здание «Детского мира» нуждается во фрагментарной реконструкции, обладающей реставрационной направленностью. Необходимо укрепление фундаментов, устройство современной системы вентиляции, кондиционирования. Если это памятник, «тотальная реконструкция» со сломом перекрытий должна быть исключена. Только такой подход обеспечивает долгосрочные интересы общества и людей, у которых есть генетическая память.

Наталья ДУШКИНА, профессор Московского архитектурного института, профессор Московского Государственного университета геодезии и картографии, член-основатель Международного комитета ИКОМОС по наследию ХХ века, эксперт ИКОМОС по памятникам Всемирного наследия

№ 11-12, 2006 г.

№ 11-12, 2006 г.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ МОЗАИКА

СИМВОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

ГЕНИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА

РАБОТА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

ГАЗ БЕЗ ОТКАЗА

ДАЕШЬ ПРОГРЕСС!

РИТМЫ "ПУЛЬСАРА"

"РИНТРЭЙД": "НАШ РЫНОК - ВСЯ РОССИЯ"

БРЕНД РОДОМ ИЗ БЕСКУДНИКОВО

КУДЕСНИКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

ДКА МАИ: ДОМ ТАЛАНТОВ

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОГОРОДКА

ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

"АГА-СЕРВИС": В ОРЕОЛЕ ЗВЕЗД

ТВОРЦЫ ПОДЗЕМНОЙ КРАСОТЫ

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

"РУССКИЙ ПРОДУКТ": БЛАГОРОДНЫЙ БИЗНЕС

ТЭЦ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

КЛИНИКА ЦЕНТРОСОЮЗА РФ: ВОЗВРАЩАЯ ЗДОРОВЬЕ

УБРАТЬСЯ ПО ДОБРОМУ

"ВЕДЬМА" ВЫШЛА В ЛЮДИ

ЕКАТЕРИНА КИМ: ТВОРЕНИЕ БЛАГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЕМИНАР: "ИНВАЛИД В ПРАВОВОМ ПОЛЕ"

"ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ" - ПРОСТО, НО НЕЭФФЕКТИВНО

МАРК ФРАНКО: "ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ"

ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ

ПРАЗДНИК ПРОНЗИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

МЕЦЕНАТЫ МИНУВШИХ ДНЕЙ

ЧЕКИСТЫ В ОБОРОНЕ МОСКВЫ

БЕС С "КАТЕХИЗИСОМ"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.