Журнал для тех, кто любит Москву
Журнал выпускается совместно с Комитетом по культурному наследию
г. Москва
Мы пишем летопись столицы!
   •    Спецвыпуск "Менеджеры десятилетия". 2006 г.

"МОСАВТОТРАНС": ВСЕГДА НА КОНЕ

Павел ЗлатинПавел Андреевич ЗЛАТИН — автотранспортник почти с 40-летним стажем, победитель Российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Транспорт» (1998 г.). Родился 22 апреля 1949 г. Трудовую деятельность начал в 1968 г. грузчиком в 5-й погрузочно-разгрузочной конторе, где проработал до 1986 г., пройдя путь от рабочего до начальника ПРК № 5 управления «Мосгормехпогруз» Главмосавтотранса. С сентября 1986 г. — начальник управления «Мосгормехпогруз» Главмосавтотранса, с 1987 г. — генеральный директор МПО «Мострансмехпогруз». С конца 1989 г. — генеральный директор Московского межотраслевого транспортно-производственного объединения «Мосавтотранс», которым руководил в этом качестве при всех изменениях его организационных форм (Комитет грузового транспорта, ОАО, ГУП) до 2002 г. С 2002 г. — генеральный директор ГУП «Мосгортранс». С января 2004 г. — руководитель Комитета транспорта и связи г. Москвы. С мая 2004 г. — руководитель Департамента транспорт а и связи г. Москвы.

МосавтотрансВопреки давним обыкновениям, в начале Главмосавтотранса было не слово, а счастливая организационная идея. И пришла она в голову Иосифа Михайловича Гобермана, с 1939 года возглавлявшего Управление грузового и пассажирского транспорта г. Москвы. Именно он предложил объединить разрозненный транспорт общего назначения (4534 автохозяйств), централизовать перевозки грузов, обеспечить плановость и рациональность грузопотоков. Под эти предложения Постановлением СМ СССР 1955 года был создан Главмосавтотранс. Гоберман был назначен начальником нового системообразующего предприятия столицы, которым руководил до 1983 года. С 60-х гг. прошлого столетия предприятие осуществляло львиную долю столичных грузоперевозок, на нем обкатывались принципы косыгинских реформ. После Гобермана Главмосавтотранс возглавляли его ученики — Владимир Федорович Васильев, Евгений Кириллович Купреев (при котором предприятие в 1989 году преобразовалось в ММТПО «Мосавтотранс»), Павел Андреевич Златин. С 2002 г. генеральным директором ГУП «Мосавтотранс» является Мераби Порфирьевич Чочуа.

Жизненный путь Павла Андреевича Златина не был безоблачным: от мечты о факультете журналистики МГУ после окончания школы Павлу пришлось отказаться — решение продиктовала непререкаемая логика выживания вместе с матерью. Днем — грузить и разгружать в конторе, вечером — слушать лекции в МАДИ. Но и эта суровая стабильность длилась недолго: повестка из военкомата, Северодвинск, стройбат. После возвращения со службы ему удалось закончить МАДИ только в 1975-м. Но к этому моменту у него за плечами уже были курсы Госгортехнадзора, работа в качестве мастера и начальника производственного отдела ПРК № 5, Высшие курсы для руководящих работников при госкомитете СМ СССР по делам открытий и изобретений.
Закономерно, что после получения диплома Златин назначается заместителем начальника своей конторы. И так было на каждом этапе его служебного продвижения. Он получил второе высшее образование в Московском институте управления, закончил факультет хозяйственных руководителей Академии народного хозяйства, стал кандидатом экономических наук и доктором технических наук.
И когда в 1989 г. перестройка достигла своей критической температуры, а Златин возглавил «Мосавтотранс», он уже был достаточно опытен, интеллектуален и силен, чтобы не просто выстоять, но и победить. В трудные для всех 90-е гг. ему удалось не только сохранить уникальное транспортное предприятие Москвы, но и сообщить его деятельности новые импульсы. Под непосредственным руководством Златина и при его активном участии была проведена реорганизация структурных звеньев управления транспортом. Ее цель состояла в том, чтобы, с одной стороны, объединить владельцев грузового транспорта, независимо от форм собственности, с другой — стать рабочим органом Правительства Москвы. Его заслуга состоит в обеспечении мягкого, щадящего перехода в отрасли от максимально жесткой административной, централизованной системы работы к рыночным методам управления. Обретенный в ту пору бесценный опыт, безусловно, сказался на успешной работе Павла Андреевича Златина в качестве руководителя Департамента транспорта и связи г. Москвы.

Мераби ЧочуаМераби Порфирьевич ЧОЧУА — генеральный директор ГУП «Мосавтотранс», абсолютный победитель Российского конкурса «Менеджер года» (2003) и Московского конкурса «Менеджер года» (2005). Родился 17 апреля 1961 г. В 1985 г. с отличием окончил МАДИ (Технический университет) и аспирантуру МАДИ (ТУ) (1989), кандидат экономических наук. С 1985 по 1997 гг., работая в МАДИ, прошел путь от стажера-преподавателя до заведующего отраслевой лабораторией проблем управления. С 1997 г. — коммерческий директор, затем генеральный директор «Автокомбината № 28». С 2000 г. — первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГУП «Мосавтотранс», с 2002 г. по настоящее время — генеральный директор ГУП «Мосавтотранс».
С именем генерального директора ГУП «Мосавтотранс» в глазах профессионалов-транспортников и столичных управленцев связана одна нерядовая вещь, не имеющая аналогов в других регионах России, — разработка Концепции развития грузового автомобильного транспорта на период 2003-2010 гг., которая была принята Правительством г. Москвы в качестве плана развития отрасли. Скептики могут усомниться: сколько их предлагалось, таких концепций, и ни одна не была реализована — все мертворожденные.
МосавтотрансНадеяться в условиях мегаполиса, что «невидимая рука рынка» все сама урегулирует и решит все транспортные проблемы — значит, подвергать опасности жизни миллионов москвичей, умножать экономические риски. Поэтому крайне важно то, что неотъемлемым элементом упомянутого стратегического проекта стала разработанная совместно с МАДИ (ТУ) городская целевая программа на 2005-2007 гг. Гарантируя качество автотранспортных услуг, которые обеспечивают жизнедеятельность города и его жителей, эта программа позволяет снизить транспортные издержки, повысить безопасность на автомобильном транспорте, улучшить экологическую обстановку.
«За последние 15 лет, — говорит Мераби Порфирьевич, — автотранспортный комплекс Москвы вырос более чем в 3 раза и в настоящее время насчитывает порядка 240 тыс. единиц подвижного состава, которые рассредоточены среди 20 тыс. владельцев. Такое дробление грузового автотранспортного рынка приводит к тому, что транспорт как единая система теряет возможность повышения эффективности».
Решать подобного рода проблемы под силу лишь тем, кто обладает даром стратегического мышления. Мераби Чочуа — действительный член Международной Академии менеджмента и Академии проблем подъема экономики России, вице-президент Академии промышленности и менеджмента — определенно наделен этим даром. Яркое тому подтверждение — результаты деятельности ГУП «Мосавтотранс» за последние несколько лет.

Валентина СпиридоноваВалентина Петровна СПИРИДОНОВА — советник генерального директора ГУП «Мосавтотранс», победитель Российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Транспорт» (2000 г.) В системе Главмостранса работает с 1956 г. С 1971 г. — в аппарате Главмосавтотранса (заместитель начальника экономического управления, начальник финансового управления). С 1992 г. — заместитель генерального директора Мосавтотранса, генеральный директор ОАО МТК «Мосовтотранс». В настоящее время — советник генерального директора ГУП «Мосавтотранс» по экономическим вопросам.
Говорить об этой элегантной женщине как о ветеране Главмосавтотранса как-то неловко. Тем не менее, Валентина Петровна, сегодняшний советник генерального директора ГУП «Мосавтотранс» по экономическим вопросам, пришла на предприятие через год после его создания и в связи с его 50-летием получила знак Почета «Мосавтотранса» № 1.
Пятьдесят лет службы Валентины Спиридоновой являются лучшей иллюстрацией кадровой политики в этом транспортном гиганте и могут быть сведены в краткую формулу: «Как растут люди». А ведь, как сказал поэт, «начало было так далеко, так робок первый интерес».
«Когда я перешла работать в аппарат Главка, — вспоминает Валентина Петровна, — Иосифу Михайловичу Гоберману было столько же лет, сколько сейчас мне. Он был молод душой, полон творческой энергии, которую требовал и от своих подчиненных. Как говорится, от него никому не было «ни минуты покоя».
Будучи на первых порах неопытной в аппаратной работе высшего звена управления, я принимала все его поручения (а их могло быть сразу 8-10 штук) для немедленного исполнения, хотя и не всегда понимала, что надо делать, так как они касались не только экономики. Позже я поняла, что это была проверка на исполнительность».
Ныне В. П. Спиридонова — заслуженный экономист России, «Почтенный работник транспорта России», член-корреспондент Международной Академии менеджмента и Академии промышленности и менеджмента.

Борис ШтернБорис Юрьевич ШТЕРН — генеральный директор ОАО «Первый автокомбинат», победитель Российского конкурса «Менеджер года» (2003) в номинации «Транспорт». Родился в 1939 г. В 1963 г. закончил Ташкентский политехнический институт по специальности инженер-механик. Трудовую деятельность начинал в автопредприятии Ташкентской области токарем, затем инженером, начальником мастерских, главным инженером. В 1969 г., переехав в Москву, стал работать на автокомбинате № 1, пройдя путь от начальника производственно-технического отдела до генерального директора.
Трудно руководить предприятием, в названии которого фигурирует определение «первый». Первый не только в порядковом смысле, а в смысле ценностном, нравственном, профессиональном. Магия и искус первенства.
Приказом Главмосавтотранса 5 мая 1958 года произошло слияние ряда автохозяйств, и был создан Автокомбинат № 1. Впервые в истории автотранспортной отрасли появилось крупное предприятие, насчитывающее более 800 моторных единиц подвижного состава и тысячи работников.
Новшество себя целиком оправдало, Автокомбинат № 1 прошел славную историю и уже в юбилейном для Главмосавтотранса 2005 году на Всероссийском конкурсе «Лучшие российские предприятия» получил почетное звание «Лучший внутренний автоперевозчик России 2004 года».
Но произошло это уже при новом руководителе предприятия Борисе Юрьевиче Штерне. В 2002 году он принял нелегкую эстафету лидерства от своего учителя, героя социалистического труда, почетного гражданина г. Москвы, первого и бессменного директора Автокомбината № 1 Геннадия Леонидовича Краузе. Что нужно для того, чтобы не прогнуться под ношей лидерства? «Замечать и отмечать не только большие, но и небольшие успехи, — считает Борис Юрьевич. — Подбирать кадры и их растить. Коллегиальность в принятии стратегических решений. Умение дружить с коллегами, партнерами, при этом лоббирование интересов предприятия. Забота о социальном развитии, о каждом отдельном работнике. Геннадий Леонидович Краузе часто повторял своим подчиненным: «Руководить — значит предвидеть». К этому я бы добавил: принимая решения, добиваться их исполнения».

Владимир МашкинВладимир Федорович МАШКИН — генеральный директор ЗАО «Автокомбинат № 41», победитель Российского конкурса «Менеджер года» (2004 г.) в номинации «Транспорт». Родился 27 августа 1948 г. Трудовую деятельность начал после службы в армии шофером в Ступинском пассажирском автотранспортном предприятии. С 1973 по 1979 гг. на подготовительном и дневном отделении МАДИ (ТУ) получил диплом инженера-механика. С 1979 по 1985 гг. работал в Балашихинском грузовом автотранспортном предприятии, где прошел путь от и.о. старшего механика до начальника ЦУПа. С 1985 г. по настоящее время работает на Авкомбинате № 41 (заместитель главного инженера, главный инженер, начальник Автокомбината, генеральный директор ЗАО «Автокомбинат № 41» ГУП «Мосавтотранс»).
В одном из своих ежегодных Посланий ФС РФ Президент России Владимир Путин говорил о конкурентоспособности как категорическом императиве современной жизни, которого не может миновать ни страна, ни предприятие, ни отдельный российский гражданин. Владимир Федорович Машкин знает об этом императиве не понаслышке.
«В середине 90-х годов, — вспоминает он о недалеком прошлом Автокомбината, — на рынке транспортных услуг наблюдалась довольно сложная обстановка. В этот период появилось много неорганизованных индивидуальных перевозчиков, работающих в безналоговом режиме и потому по более низким тарифам на перевозки. Автокомбинат № 41 в условиях недобросовестной конкуренции оказался в тяжелейшем положении. Для того чтобы сохранить свое место на рынке транспортных услуг, рабочие места, необходимо было удержать клиентуру. А добиться этого можно было только более высоким качеством перевозок по сравнению с другими перевозчиками, причем без повышения тарифов».
В общем, задача экономической квадратуры круга. И Владимир Машкин со своими соратниками справился с ней достойно. Что стало залогом успеха? Оптимизация подвижного состава. Реконструкция производственной базы. Переход на более дешевые экологичные виды топлива. Снижение эксплуатационных затрат. И — адаптация психологии работников к принципу: «Не клиент для нас, а мы для клиента».
В результате экономические показатели пошли вверх, Автокомбинат уверенно занял собственную нишу на рынке транспортных услуг, а В. Ф. Машкин в 2003 году получил благодарность министра транспорта РФ и звание «Заслуженный работник транспорта РФ». Он — конкурентоспособен.

Ромма Арамович АВАГИМЯН — первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» — директор филиала «Автокомбинат № 10», победитель Московского конкурса «Менеджер года» (2004 г.) в номинации «Транспорт». Трудовую деятельность начал в 1977 г. в Автокомбинате № 24, где за 6 лет прошел путь от электромонтера до освобожденного секретаря партбюро Автокомбината № 24. С 1983 г. по настоящее время работает на Автокомбинате № 10 (главный инженера, директор Автокомбината, генеральный директор ГУП «Автокомбинат № 10). В 1990 г. окончил Государственную академию управления по специальности «инженер-экономист на автотранспорте». С 2005 г. — первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» — генеральный директор филиала «Автокомбинат № 10».
Сегодня на рынке транспортных услуг ГУП «Автокомбинат № 10» прочно отвоевал для себя его особый сегмент — предприятие является основным перевозчиком газа-пропана. Но с этим завоеванием дело обстоит так же, как с любим другим: захватить — полдела, даже менее того; самое главное — удержать захваченное. Уже не первый год ГУП «Автокомбинат № 10» не просто удерживается на рынке, но и продолжает наращивать объемы перевозок газа-пропана и другой продукции.
«За последние годы нам приходилось несколько раз перестраивать производственную, эксплуатационную и финансовую деятельность предприятия, — рассказывает Ромма Арамович. — Первый этап, 1988-1991 годы, — это организация новых перевозок: перевозок сыпучих грузов, междугородних перевозок и ряда других. Второй этап, с 1992 по 1998 год, — организация перевозок светлых нефтепродуктов и закрепление этого направления. Третий этап, который длится с 1998 года по настоящее время, — это техническое перевооружение транспорта на перевозках сжиженного газа и тем самым увеличение объемов перевозок, дальнейшее закрепление на перевозках бензина и сыпучих грузов путем переоборудования части подвижного состава под указанные перевозки», перевозка противогололедных материалов».
Каким будет следующий этап развития Автокомбината — покажет время. На сегодняшний день главную стратегическую удачу предприятия Р. А. Авагимян видит в сохранении его многопрофильности.

Сергей БочковСергей Петрович БОЧКОВ — генеральный директор ОАО «Автокомбинат № 28», победитель Московского конкурса «Менеджер года» (2003 г.) в номинации «Транспорт». Родился в 1962 г. В 1986 г. окончил МАДИ (ТУ), в 1989 г. — аспирантуру МАДИ (ТУ), кандидат экономических наук. В период 1990-1997 гг. — заместитель директора по производству Автобазы № 1 треста «Мосинжстроймеханизация», заместитель генерального директора по экономическим вопросам ОАО «Мосгорбумторг». С 1997 г. работает на Автокомбинате № 28, с 2002 г. — генеральный директор ОАО «Автокомбинат № 28».
Бертольт Брехт как-то обмолвился: «Если капитаном корабля должен быть гений, то наверняка не в порядке судовые приборы». Но корабль — кораблем, и капитан — капитаном; есть вопросы и позаковыристей: какой степенью гениальности должны обладать менеджеры предприятия, если износ основных производственных фондов на нем составляет 70%, а фронт работы по основному профилю постоянно сокращается? Именно такой была ситуация на Автокомбинате № 28, когда на него пришло новое руководство — кандидат экономических наук Мераби Чочуа в качестве генерального директора и кандидат экономических наук Сергей Бочков в качестве директора финансового.
По словам Сергея Петровича, который сегодня возглавляет ЗАО «Автокомбинат № 28», «самый тяжелый, кризисный период пришелся на середину 90-х годов: 1,5-2 млн. рублей ежемесячных убытков. Предприятие оказалось на грани банкротства».
Сегодня Автокомбинат № 28 — это высокоэффективное процветающее предприятие, на котором зарплата водителей сравнима с зарплатой ведущих московских специалистов. «Возрождение предприятия произошло без всякой посторонней помощи, — рассказывает Сергей Бочков. — Вначале мы обращались за кредитами в различные фонды, банки, но все отказывали, считая комбинат бесперспективным. Новая команда управленцев так не считала, ведь в их распоряжении оставалось главное — люди, хорошие специалисты. Предприятию пришлось «съесть» часть самого себя — продали один из двух филиалов. Чтобы рассчитаться с долгами и встать на ноги, были задействованы самые разные, порой очень сложные маркетинговые, финансовые и другие механизмы».
В результате к концу первого этапа оздоровления автокомбината удалось приобрести новый подвижной состав, «раскрутить» несколько новых проектов. Второй год был отдан восстановлению производственных и бытовых зданий, благоустройству территории. Третий — по плану развития обещал увеличение зарплат в полтора раза. Так и произошло: за каждый последующий год она увеличивалась в таком же размере.
«В настоящее время автокомбинат не только восстановил свои прежние производственные масштабы, — констатирует Сергей Бочков, — но и динамично развивает сферу своей деятельности, создает все новые рабочие места. С нами охотно сотрудничают банки, лизинговые организации, нас поддерживает правительство Москвы. На сегодня наша основная цель — стать лучшим транспортным предприятием столицы».

 

Спецвыпуск "Менеджеры десятилетия", 2006 г.

№ 1-2, 2006 г.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

СООБЩЕСТВО УНИКАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ВЭО РОССИИ: ПОД ДЕВИЗОМ "ПОЛЕЗНОЕ"

ПУТЕВКА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ОЛИМП .

ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ: "КОГДА ПОНИМАЕШЬ, ЧТО СТРОИШЬ СОБОР, ПЕРЕНОСКА КАМНЕЙ - НЕ ПРОБЛЕМА"

ВЛАДИСЛАВ ЮРЬЕВ: РЕКТОР, УЧЕНЫЙ, ПОЛИТИК

ТАЛАНТ И ТРУД НЕЙРОХИРУРГА

ГЕНРИХ АБРАМОВ: КОНСТРУКТОР ПО ПРИЗВАНИЮ, МЕНЕДЖЕР ПОНЕВОЛЕ

СВЯЗЬ - ДЕЛО ЖИЗНИ

"ГИДРОПРЕСС": 60 ЛЕТ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ

НИКОЛАЙ АГУРБАШ: ПОЛЕТ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

"МОСАВТОТРАНС": ВСЕГДА НА КОНЕ

ВЫЙТИ НА "ОРБИТУ"

"НИЖЕГОРОД-
НИИНЕФТЕПРОЕКТ": ЕВРОСТАНДАРТ В БИЗНЕСЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

"ТАТЭНЕРГО": РАБОТА В ГИПЕРФОРМАТЕ

ПРОЗРАЧНЫЙ БИЗНЕС, ИЛИ 10 ЛЕТ У РУЛЯ БОРСКОГО СТЕКОЛЬНОГО

"ПРОМИЗОЛЯЦИЯ": КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ

ВАСИЛИЙ ЖУКОВ: "ВСЕ, ЗА ЧТО Я ОТВЕЧАЮ, ДОЛЖНО БЫТЬ ЛУЧШИМ"

В АВАНГАРДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

ДЕЛА И ЛИЦА "НАШЕЙ ВЛАСТИ"

ТРЕТЬ ВЕКА С "ВЫМПЕЛОМ"

ВИТАЛИЙ ЖДАНОВ: ПОД ЗНАКОМ "ПЕРВЫЙ"

ОЛЬГА БУТЕНКО: "БЕЗ БОГА В ДУШЕ НЕЛЬЗЯ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ"

ИЗМАЙЛОВСКИЕ ВОЛШЕБНИКИ

АЛЕКСАНДР БРУМ: НОВЫЕ ПУТИ ДЛЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ

ИЖЕВСКИЙ УНИВЕРСАЛ

"ТАМБОВКРЕДИТПРОМБАНК": МЭТРЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА

"ЭЛКО": ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД - НОРМА ЖИЗНИ

КОРОЛЕВА СЛАДКОГО БИЗНЕСА

АСАУЛЫ: ДВА ПОКОЛЕНИЯ ТАЛАНТОВ

ЕВГЕНИЙ СКУМАТОВ: ОПТИМИЗМ И КРЕПОСТЬ ДУХА

ТРЕСТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

ШКОЛА СЧАСТЬЯ

СГСЭУ: УЧИТЬСЯ - В ДОСТОЙНЫЙ ВУЗ!

АНАТОЛИЙ ПЕТРОВ: "СТРОИТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ"

ДОБРЫЙ ГЕНИЙ "АГАТА"

ХОЗЯИН ГОЛУБОГО ОГНЯ

ДИВНОГОРСКИЙ ЛИДЕР

КОМАНДНАЯ СТРАТЕГИЯ "АРИАДЫ"

КООПЕРАТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЮРИЯ МАРИНИЧЕВА

"ЗОДЧИЕ": СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ

ЕКАТЕРИНА КИМ: "СПАСИ ВАС БОГ!"

МИХАИЛ КАЗАКОВ: "МЫ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕМСЯ НА ДОСТИГНУТОМ"

СЕРГЕЙ ГУБЕРТОВ: "МЫ СТРЕМИТЕЛЬНО ВРЫВАЕМСЯ В РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ"

МОЛОДОСТЬ, КОТОРАЯ ЗНАЕТ И МОЖЕТ

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.