Журнал для тех, кто любит Москву
Мы пишем летопись столицы!
   •    МЕНЕДЖЕРЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ПОБЕДА ТРУДА, ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ

ТерещенкоВладимир Иванович ТЕРЕЩЕНКО - Генеральный директор ОАО «ГПЗ-2». Победитель Российского конкурса «Менеджер года-2003» в номинации «Машиностроение», победитель Московского конкурса «Менеджер года-2006» в номинации «Менеджеры десятилетия». Заслуженный машиностроитель РФ, Ветеран труда, Ветеран автомобильной промышленности. Закончил Московский текстильный институт, затем Московский институт управления. Всю свою жизнь проработал на Государственном подшипниковом заводе № 2: С 1971 г. – наладчик станков. С 1972 г. – старший мастер. С 1976 г. – заместитель начальника цеха. С 1977 г. – начальник цеха. С 1982 – заместитель начальника производства. С 1984 г. – заместитель директора завода. С 1996 по настоящее время – генеральный директор завода.

Подшипники можно смело назвать основой народного хозяйства: не будь подшипников, поступательное развитие экономики страны, да и любая осмысленная человеческая деятельность были бы попросту невозможными.
«Продукция нашего завода использовалась при монтаже кремлевских звезд, поворотной сцены МХАТА, эскалаторов большинства линий московского метрополитена. А также для производства сельскохозяйственных машин, автомобилей, самолетов, прокатных станов», — рассказывает генеральный директор Государственного подшипникового завода № 2 (ОАО ГПЗ-2) Владимир Иванович Терещенко. Короче, в наши дни сложно назвать ту отрасль, где не использовались бы подшипники. Впрочем, не стоит забегать вперед.
Основателем подшипникового производства в России стал крупнейший нефтепромышленник, племянник учредителя самых престижных международных премий Эммануэль Нобель. По его инициативе в 1916 г. было образовано акционерное общество «Шарикоподшипник-СКФ», на представлении о создании которого последний русский самодержец Николай II лично наложил краткую резолюцию: «Согласен». В том же году правление вновь созданного общества выкупило у торгового дома «Шварцкопф и КО» здание механического завода на Шаболовке, а затем переоборудовало его для нужд нового производства. Так возник первенец отечественной подшипниковой отрасли – московский завод ГПЗ-2, которому в прошлом году исполнилось 90 лет.
ГПЗ-2В 1917 г. предприятие было национализировано, а в 1923-м – сдано в концессию шведской фирме СКФ сроком на 8 лет. С началом индустриализации в СССР предприятие, после окончания действия соглашения со шведами, ставшее Государственным подшипниковым заводом № 2, резко нарастило объемы производства. В одном лишь 1932 году было выпущено 919 500 подшипников – чуть меньше, чем за все время концессии. А в 1933-м – чуть менее 2 миллионов. В то время предприятие стало «кузницей кадров» для отечественной подшипниковой отрасли. Только для Государственного подшипникового завода № 1, который, несмотря на свой порядковый номер, был введен в эксплуатацию в 1932 г., было подготовлено 1245 высококвалифицированных специалистов. Для сравнения: на самом ГПЗ-2 к 1936 г. работало около 2000 человек.
С началом Великой Отечественной войны ГПЗ-2 был эвакуирован в Томск. Несмотря на неизбежные потери во времени, завод в сжатые сроки восстановил прежние объемы производства, выпуская в те нелегкие для страны годы не только собственно подшипники, но и другую важную продукцию для действующей армии – в том числе снарядные гильзы для знаменитых «Катюш». 23 января 1943 г. коллектив предприятия был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В послевоенные годы завод постоянно расширял номенклатуру выпускаемой продукции, одновременно внедряя в производство многие технологические новинки. На ГПЗ-2 были опробованы и затем внедрены в производство новые марки подшипниковой стали, ранее в нашей стране не производившиеся. Первым в СССР предприятие освоило выпуск сверхточных упорных подшипников для станкостроения, полностью обеспечив потребности в них отечественной индустрии. «Наша продукция неоднократно бывала и в космосе, — говорит г-н Терещенко. – Специальные подшипники для «Луноходов» и космического корабля «Буран» поставлялись ГПЗ-2».
Со временем объемы производства только возрастали. 100-миллионный подшипник был выпущен в 1955 году, а 250-миллионный – 10 лет спустя. Рубеж в 500 миллионов штук был достигнут к 1981 г. (среднегодовой объем производства тогда достигал 20 млн. штук в год). Наконец, 750-миллионный подшипник был собран в 2000 году.
ГПЗ-2Последние полтора десятилетия стали едва ли не самым сложным периодом в истории завода. Общий спад промышленного производства, вызванный «шоковыми» экономическими реформами, разрыв прежних хозяйственных связей, частые изменения в нормативной базе и т.д. – все это, разумеется, не могло не отразиться на положении ГПЗ-2. Однако, несмотря на все сложности, руководство завода смогло перестроить его работу, сохранив и производственные мощности, и «кадровое ядро» из высококвалифицированных специалистов. Все это происходило при личном участии Владимира Ивановича Терещенко, возглавившего предприятие в 1996 г.
Кем должен быть современный руководитель – «технарем» или «чистым» менеджером? Полемика на этот счет продолжается не первый год, несмотря на то, что ответ на этот вопрос вполне очевиден. Лучше всего, когда в одном человеке гармонично сочетаются качество и того, и другого. Конечно же, хороший руководитель – это прежде всего способный организатор. Но в данном случае важно не только то, как организовать, т.е. оптимизировать бизнес-процессы, но и что организовать. Иными словами, не обойтись без глубокого знания всех нюансов производства.
Вся трудовая биография В. И. Терещенко связана с ГПЗ-2. В 23 года он устроился на завод наладчиком станков, затем работал бригадиром, старшим мастером, в 1977 г. стал начальником цеха, в 1982-м — заместителем начальника производства, а два года спустя – заместителем генерального директора. При его непосредственном участии на предприятии был освоен выпуск прецизионных подшипников для станкостроения, а также специальных подшипников для оборонных и аэрокосмических производств. Без отрыва от производства Владимир Иванович окончил сначала Московский текстильный институт, а затем – Московский институт управления по специальности «Организатор управления производством».
Глубокие профессиональные знания, огромный производственный и жизненный опыт помогли В. И. Терещенко организовать масштабную реконструкцию предприятия: модернизировать действующее производство, оптимизировать географию его размещения, внедрить новые технологии, освоить выпуск новой продукции, ввести международные стандартные качества по системе ISO. В ближайших планах – модернизация заготовительного и шлифовально-сборочного производства.
Для решения этой проблемы сейчас воссоздано шариковое производство (ранее сосредоточенное на ГПЗ-21, одном из филиалов завода), также развивается вспомогательное токарное производство на одном из предприятий в Тверской области. Кроме того, значительные изменения претерпела и система сбыта. При сохранении налаженных прямых связей с потребителями была заново создана дилерская сеть, охватывающая многие российские регионы. Взаимоотношения с зарубежными партнерами также претерпели существенные изменения, со многими из них были заключены новые долгосрочные контракты. В наши дни бренд «ГПЗ-2» известен в десятках стран мира, включая многие промышленно-развитые государства Европы, Азии и Америки.
Создание комфортных условий труда, забота о досуге и быте всех работников завода постоянно находятся в зоне особого внимания руководителей ГПЗ-2 и самого Владимира Ивановича. Стоит ли говорить, что на предприятии нет никаких задолженностей по заработной плате?..
Почти сто лет назад «отец-основатель» Государственного подшипникового завода № 2 Эммануэль Нобель говорил о себе: «Что мне с высоких дивидендов? Оно, конечно, пускай будут, только самое главное все же — победа труда, предприимчивости, инициативы. Эта победа дороже денег».
В наши дни эти же слова с полным правом может повторить и Владимир Иванович Терещенко. Ведь то, что ГПЗ-2 вступил в XXI век современным, динамично развивающимися предприятием, удерживающим за собой значительную долю рынка подшипников в стране и ставшим лидером отрасли по темпам роста производства – во многом его личная заслуга.

Спецвыпуск, 2007 г.

№ 1-2, 2007 г.

ПРИВЕТСТВИЯ

ХРОНИКА ОДНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

БОРИС ЕСЕНЬКИН: ПОЛВЕКА НА ПУТИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

ЮРИЙ ВАСЮТО: БИЗНЕС БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

ВАЛЕНТИН ЩУКИН: ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ

ИННА БОРОХОВА: ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ, ИЛИ КАК ПОБЕДИТЬ РИСКИ

ВАЛЕРИЙ ЕЛХОВ: СОЮЗ ХОЛОДА И КАЧЕСТВА

ВЕРОНИКА МОИСЕЕВА: "СЕКРЕТ ЛЮБОГО ПРЕУСПЕВАЮЩЕГО МЕНЕДЖЕРА - В СМЕЛОСТИ И АЗАРТЕ, ПОДКРЕПЛЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ И ОПЫТОМ"

ЮРИЙ АВРААМОВ: СТРАТЕГИЯ И ПРЕДВИДЕНИЕ

ВИКТОР ДЕМИН: РАСЧЕТ И НАУКА

ОЛЬГА ГЕРАСИНА: СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ СЛАБОГО ПОЛА

АЛЕКСАНДР ГЕРАСИН: ОТ СЛУЧАЙНОСТИ К СИСТЕМЕ

МИХАИЛ ЗУБ: ЖЕЛЕЗНАЯ ХВАТКА

ИРИНА КУЗНЕЦОВА: В СТРЕМЛЕНИИ К СОВЕРШЕНСТВУ

АЛЕКСАНДР ГЕРАСИМОВ: ФИЛОСОФИЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА

СЕРГЕЙ ИВАНОВ: ГИБКОСТЬ И КАЧЕСТВО ИУЭПИ

АЛЕКСЕЙ ШУЛУС: 20 ЛЕТ С АКАДЕМИЕЙ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭДУАРД РУБИНШТЕЙН: ДЕЛО ЖИЗНИ

ПЕТР АЛЫРЧИКОВ: СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ

ВЛАДИМИР РУДОМЕТКИН: КАЧЕСТВО - УЧТИВОСТЬ МАСТЕРА

ЕВГЕНИЙ СУББОТИН: СВЯЗЬ - ВЫЗОВ ВЕКА

ЗОЯ МУЗЫКА: "МЫ СТАВИМ ЗРИМЫЕ И ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ. И МЫ ИХ ДОСТИГАЕМ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ"

ВЛАДИМИР БАЖАНОВ: МЭТР РОССИЙСКОГО СТАНКОСТРОЕНИЯ

ВЯЧЕСЛАВ ГЕРАСИМОВ: МЕНЕДЖЕР, КОНСТРУКТОР, ЭКОНОМИСТ

НИНА ГЛУСКИНА: ХОЗЯЙКА "МИРА"

ЕВГЕНИЙ МАРГУЛИС: ДАЕШЬ "ЗЕРНОСТАНДАРТ"!

ЮРИЙ СУМИН: ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КАЖДЫЙ ДОМ

ВЛАДИМИР ЗАРУДНЫЙ: ГОРДОСТЬ ЭЛЕКТРОСТАЛИ

РУДОЛЬФ АСАТРЯН: КРУТЫЕ ВИРАЖИ

ДМИТРИЙ КУЗИН: "МЫ РАБОТАЕМ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАШИХ КЛИЕНТОВ"

ДМИТРИЙ ВОСТРУХИН: НРАВСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

ВЛАДИМИР ТЕРЕЩЕНКО: ПОБЕДА ТРУДА, ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, ИНИЦИАТИВЫ

МИХАИЛ КАЗАКОВ: ОДУХОТВОРЯЯ БЕЗМОЛВИЕ СТЕН

ЕВГЕНИЙ АРДЕМАСОВ: УНИКАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КОМПАНИИ "КОЛИЗЕЙ-3"

ВЯЧЕСЛАВ СМИРНОВ: РЕШЕНИЯ ОТ "ПАРАВАНА"

Copyright © 2006 Москва и москвичи. All rights reserved.